21 ноября 2017 года состоялся областной семинар-практикум на тему «Интегрированный подход в преподавании специальных и общеобразовательных дисциплин». Целью данного семинара являлось создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения уровня профессиональной компетентности преподавателей в вопросах интеграции специальных и общеобразовательных дисциплин.
Открыла областной семинар-практикум заместитель руководителя методического кабинета технического и профессионального образования Управления образования акимата Костанайской области Бокаева М.М.. Также присутствовали представители методического кабинета технического и профессионального образования Управления образования акимата Костанайской области Утегенова Г.М. и Амирова А.А..
С вступительным словом выступила заместитель директора по научно-методической работе Бибик В.В.
На сегодняшний день интеграция является одним из важных и интересных направлений технического и профессионального образования, потому как все изучаемые дисциплины в условиях современного образования должны быть профессионально ориентированы. Согласованность общеобразовательных и специальных дисциплин играет важную роль в системе обучения нашего колледжа. Объединение знаний общеобразовательных и специальных дисциплин помогает обучающимся в формировании базовых и профессиональных компетенций.
Преподаватели Костанайского колледжа автомобильного транспорта на открытом совместном заседании цикловых комиссий поделились своим педагогическим опытом и современными методами консультирования по разрешению различных смежных профессиональных проблем, что предполагает совершенствование профессиональной деятельности в этом направлении. А именно:
методист Банникова Е.Н. дала множество определений интеграции, ее цель и задачи, описала ожидаемые результаты;
преподаватель Узингер Л.В. как руководитель творческой группы «Использование методов интегрированного обучения для повышения мотивации обучающихся», и как преподаватель математики поделилась своим педагогическим опытом работы в колледже в области интеграции предметов;
председатель цикловой комиссии Сиротенко Т.Ф. открыла совместное заседание цикловых комиссий и объявила повестку заседания;
преподаватель казахского языка и литературы Мухамбетжанова Г.З. рассказала участникам семинара о том, как она использует интерактивные методы обучения на уроках казахского языка, интегрируя со специальными дисциплинами;
преподаватель иностранного языка Абедчанова Л.Т. рассказала об интегрированном подходе в преподавании своей дисциплины, о целях и задачах для формирования коммуникативных навыков у студентов;
преподаватель физики Толегенова Р.К. привела примеры качественных задач с профессиональным содержанием и адиабатных процессов, показала видеоролики, используемые на уроках физики;
преподаватель химии и биологии Сиротенко Т.Ф. показала задания, основанные на использовании носителей, разработанных на общетехнических дисциплинах (рабочая тетрадь для ЛПЗ по предмету «Технологии металлов»), задачи на тему «Коррозия металлов и сплавов» «Техническое обслуживание автомобилей»), задачи с экологическим содержанием;
преподаватель специальных дисциплин Калиясов Г.Ф. показал на примере учебных дисциплин «Технология металлов» и «Материаловедение» интеграционные процессы с общеобразовательными дисциплинами «Химия», «Физика», «Математика»;
преподаватель специальных дисциплин Тимошенко Н.Н. на основе одной из тем «Автомобильные бензины» дисциплины «Автомобильные эксплуатационные материалы» показала использование интеграционных связей с химией, физикой;
преподаватель специальных дисциплин Ковбица С.А. на примере одной темы «Причины изнашивания деталей» дисциплины «Устройство автомобилей» показал интеграционные связи как с общеобразовательными, так и с общепрофессиональными дисциплинами;
преподаватель специальных дисциплин Ротман И.М. раскрыла систему работы в образовательном портале «MOODLE», показала работу с тренажерами для формирования информационной компетентности студентов;
преподаватель специальных дисциплин Байняшев В.М. показал интеграцию дисциплин при проведении лабораторно-практических занятий.
По итогам открытого совместного заседания цикловых комиссий были даны предложения: создать терминологический словарь по специальностям, глоссарий терминов по дисциплинам, интеграционные таблицы по предметам.
Проектом решения являлось ходатайство перед администрацией колледжа о создании межцикловой комиссии для координации интеграционной работы в колледже.
В ходе проведения практической работы поделились своим педагогическим опытом и преподаватели других организаций образования:
1. Костанайского сельскохозяйственного колледжа – Полищук С.А., Бегалин Б.Т.;
2. Тобольского профессионально-технического колледжа – Арбагулов Е.А., Упорова Е.Ю.;
3. Костанайского социально-технического колледжа – Ермухамедов Е.Н., Бондарь Н.С.;
4. Аулиекольского сельскохозяйственного колледжа – Бегалиев Б.А., Нуржанов А.А.;
5. Рудненского политехнического колледжа – Ларионова Р.В.;
6. Торгайского агро-технического колледжа – Махатов А.Ш.;
7. Костанайского строительного колледжа – Ищенко Г.А.
Участники семинара посетили открытые интегрированные уроки, экскурсию по лабораториям и мастерским колледжа, благодаря которым у обучающихся формируются и совершенствуются профессиональные умения и навыки.
Преподаватели Костанайского колледжа автомобильного транспорта провели самоанализ интегрированных уроков, а участники семинара проанализировали интегрированные уроки. Участникам семинара были даны методические разработки и рекомендации по проведению интегрированных уроков.
Участники семинара увидели, что интегрированный подход в нашем колледже выступает как методический принцип, способствующий сближению различных учебных дисциплин, объединяющий знания, навыки и умения по различным дисциплинам в целостную систему, что является одним из условий повышения качества профессиональной подготовки наших студентов.
В завершении семинара руководитель содержания методического кабинета технического и профессионального образования Управления образования акимата Костанайской области Утегенова Г.М. наградила грамотами руководителя колледжа Жаркенова А.К. и преподавателей, принимающих активное участие в заседании цикловых комиссий и проведении интегрированных открытых занятий: Сиротенко Т.Ф., Банникову Е.Н., Узингер Л.В., Голубева Н.В., Мащенко С.А., Мергенбаева А.А., Баймагамбетову Г.Е., Калиясова Г.Ф., Базарбаеву И.П., Ержаканову Л.Л..