Научно-методическая работа

НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

В совершенствовании образовательного процесса Костанайского колледжа автомобильного транспорта играет важную роль активная, хорошо спланированная и организованная научно-методическая работа, которая совершенствует профессиональные знания и умения преподавателей, развивает их творческий потенциал, повышает эффективность и качество педагогического процесса. Роль научно-методической работы значительно возрастает в современных условиях в связи с необходимостью рационально и оперативно использовать новые методики, приемы и формы обучения, постоянно накапливающийся опыт по решению образовательных задач. Научно-методическая работа в колледже многогранна и объемна и осуществляется через следующие этапы:

Научно-методическая работа – это новые смыслы и ценности, это культура взаимодействия и общения, информационная культура, наконец, это творчество. Для создания существующей в колледже модели методической службы был выполнен ряд мероприятий:

Основываясь на традиционных и инновационных подходах в области методической работы, мы создали свою систему методической работы в колледже, которая реализуется через организационные и дидактические формы и позволяет реализовать:

Главное назначение научно-методической работы в колледже – оказание реальной адресной помощи преподавателям в развитии их профессионального мастерства и на этой основе корректировка учебно-воспитательной работы для совершенствования и развития процесса обучения. Колледж целенаправленно работает над проблемой повышения профессионального уровня педагогических кадров.

Научно-методическая работа – это непрерывное образование, умение сотрудничать, деловые умения, компетентность в решении познавательных, жизненных проблем. Это обладание научно-педагогической грамотностью, культурой педагогического интеллекта.

МОДЕЛЬ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ КОЛЛЕДЖА

 

Вопросы организации методического обеспечения учебно-воспитательного процесса находятся в компетенции научно-методического совета колледжа. Создание в колледже НМС обусловлено постепенным преобразованием методической работы в научно-методическую.

НМС – это совещательный орган педагогического коллектива, цель которого – обеспечение научного управления и координации учебного процесса, методической и профессиональной деятельности педагогического коллектива. В состав совета входят администрация, заведующие отделениями, методисты, председатели цикловых комиссий.

ОСНОВНЫМИ ФУНКЦИЯМИ ЯВЛЯЮТСЯ:

Экспертный совет – это общественное объединение, координирующее и направляющее работу по освоению новаций, научно-исследовательскую и издательскую деятельность членов педагогического коллектива.

Основным структурным подразделением методической службы Костанайского колледжа автомобильного транспорта является цикловая комиссия - осуществляющая проведение учебной, научно-методической, научно-исследовательской и воспитательной работы, объединяющая преподавателей учебных дисциплин одного цикла.

В колледже функционируют 10 ЦК: казахского языка и литературы, информатики и программирования, НВП и физвоспитания, практического обучения, технического обслуживания и ремонта автомобиля, филологических, естественно-математических, социально-экономических, общетехнических и специальных, строительно-дорожных дисциплин.

Методическая служба колледжа обеспечивает управление и координацию методической, научно - исследовательской деятельности педагогического коллектива и способствует формированию и развитию профессиональных качеств, повышению педагогического мастерства, развитию творческого потенциала каждого преподавателя.

Основные задачи методической службы колледжа – оказание помощи преподавателям и мастерам п/о в повышении качества образования и его методическом обеспечении, в совершенствовании методики образования и воспитания.

В содержание деятельности методической службы входит:

  1. Разработка:
    • стратегии образовательного процесса колледжа;
    • проектов, обучающих программ, различных положений, рекомендаций для совершенствования учебно-методической работы (по организации исследовательской деятельности обучающихся; созданию портфолио аттестуемого, методических рекомендаций, посещающих урок и анализа урока и т.д.)
  2. Организация:
    • исследований: анкетирование - диагностика профессиональных затруднений педагогов «Оценка деятельности ЦК», «Удовлетворенность образовательным процессом», «Педагог глазами обучающихся», «Стили педагогического взаимодействия» и «Мотивация учения » и т.д;
    • деятельности по повышению квалификации преподавателей (организация курсов на базе колледжа с приглашением преподавателей других учебных заведений, проведения семинаров, тренингов, методических дней, взаимопосещения занятий, открытых уроков, конкурсов);
    • проведения областных семинаров, олимпиад, конкурсов (ежегодно);
    • работы с обучающимися (проведение предметных олимпиад,
    • конференций, выпуск сборников материалов конференций, подготовка к областным, республиканским и международным конференциям).

ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГОВ

Непрерывное педагогическое образование, постоянное повышение профессионализма педагогических кадров колледжа осуществляется в следующих направлениях:

2.ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ ВНУТРИ КОЛЛЕДЖА

Повышение профессионального уровня внутри колледжа строится на дифференцированной основе и осуществляется через систему, составляющими которой являются:

  1. Проведение курсов
    • краткосрочные педагогические курсы с приглашением педагогов других учебных заведений, кандидатов наук для преподавателей, не имеющих педагогического образования;
    • краткосрочные компьютерные курсы, проводимые преподавателями информатики для педагогов колледжа, не владеющих компьютером;
    • семинары для руководителей учебно-исследовательскими работами обучающихся по основам учебно-исследовательской деятельности.

  2. Сбор и изучение информационных материалов о передовом и инновационном опыте. Создается электронный банк материалов, который используется для ознакомления педагогов, для освоения и внедрения новшеств в образовательный процесс. Так, на основе опыта, описанного в периодической печати, внедряются портфолио преподавателя, портфолио аттестуемого, разработана карта индивидуального сопровождения педагога, карта посещения урока, рекомендации по организации исследовательской деятельности обучающихся, рекомендации по планированию деятельности ЦК, методические рекомендации руководителю по анализу уроков и т.д. Кроме того создаются электронный банк лучших уроков, электронные портфолио преподавателей.

  3. Теоретические и практические семинары, тренинги

    проводятся согласно разработанной тематике, исходя из запросов и затруднений педагогов на дифференцированной основе. Для педагогов, не имеющих педагогического образования, а также для молодых специалистов реализуется программа «Дидактические и методические основы построения уроков», для руководителей учебно-исследовательскими работами обучающихся – программа «Организация исследовательской деятельности обучающихся» и т.д.

    Тематика семинаров и тренингов:
    • Анализ и самоанализ урока.
    • Современные технологии, методы и приемы развития образовательной компетентности обучающихся
    • Мотивация учения.
    • Современный урок.
    • Компетентностный подход: сущность, особенности.
    • Профессиональная компетентность педагога.
    • Тренинг общения.
  4. Следует отметить и особую методическую роль системы тематических педагогических советов, определяющих образовательную политику колледжа. Педагогический совет в колледже – это активный диалог его участников в форме «коллективного думанья», ролевой игры, круглого стола, «методического калейдоскопа», презентации мини-моделей, работы в группах, позволяющий осмысливать, глубже разобраться в теоретических вопросах, принимать конструктивные решения для развития нашего образовательного учреждения. Педагоги колледжа отмечают тематические педсоветы как наиболее интересную, полезную и продуктивную форму повышения своего профессионального уровня.

    Тематика наиболее интересных педагогических советов:

    • «Степень развития основных компонентов педагогического взаимодействия»;
    • «Формирование социально активной личности специалиста в воспитательном пространстве колледжа»;
    • «Роль самообразования в совершенствовании профессионального мастерства педагога»;
    • «Внутриколледжный контроль в повышении качества образовательного процесса» и другие.

  5. Научно - практические конференции педагогов, педагогические чтения становятся традицией в нашем колледже и проводятся ежегодно. Они служат для обмена практическим опытом, способствуют углублению представлений педагогов по вопросам теории и практики обучения и воспитания обучающихся. Лучшие материалы конференции оформляются в сборник.

  6. Профессиональное самообразование педагогов заключается в работе по индивидуальным планам, первым шагом, которого является определение «проблемных зон», выявление запросов и интересов.

    Формами индивидуальной работы педагогов являются:

    • изучение документов и материалов, представляющий профессиональный интерес;
    • накопление информации по педагогике, психологии, методике, предметному содержанию;
    • создание копилки лучших разработок уроков, мероприятий;
    • разработка наглядного и дидактического материала, диагностического материала, заданий и т.д.;
    • работа над методической темой;посещение занятий и мероприятий у коллег;
    • проведение открытых уроков и мероприятий;
    • персональные консультации;
    • работа с наставником;
    • работа по созданию портфолио;
    • создание методической продукции и т.д.

    Результатом данной деятельности преподавателей являются выступления на заседаниях ЦК, участие в конференции педагогов колледжа, а также портфолио, которые ведутся каждым из них.

    В конце года на заседаниях ЦК проводится защита портфолио педагогами, где определяются лучшие из них. Данный вид работы способствует формированию у педагогов навыков обобщения и анализа своей деятельности, позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога, о динамике результатов его профессиональной деятельности.

  7. Профессиональные конкурсы.

    В колледже создается традиция проведения различных конкурсов среди педагогов. Это конкурсы:

    • «Лучший преподаватель специальных дисциплин»,
    • «Лучший урок»,
    • «Лучшая ЦК»,
    • «Лучший сайт классного руководителя» и т.д.

    Конкурсы способствуют развитию мотивации достижений успеха, стремлению к творческому самовыражению, обмену опытом. Основная цель таких конкурсов выявление и поддержка творчески работающих педагогов, стимулирование к профессиональному росту, а также выявление их сильных и слабых сторон. Анализы результатов таких конкурсов используются при планировании и корректировке деятельности, при аттестации педагогов, при отборе содержания проводимых семинаров, в индивидуальной работе с педагогами.

  8. Формы работы с молодыми педагогами.
    Школа молодого педагога (ШМП)

    Работа с молодыми специалистами является одним из важных направлений в деятельности методической службы, поскольку в нашем колледже их преобладающее большинство. В колледже действует ШМП, которая работает по составленному на основе диагностики затруднений преподавателей плану, в котором предусмотрены теоретические и практические семинары, тренинги. Цель: Организация и создание условий для профессионального роста молодых, начинающих и не имеющих педагогического образования педагогов.

    Наставничество.

    В начале года за молодыми преподавателями закрепляются опытные педагоги, которые на основе диагностики затруднений молодых специалистов, проводят индивидуальные и групповые консультации, семинары, дают открытые уроки, посещают уроки молодых специалистов, отчитываются в конце года о проделанной работе и ее результатах. Вся деятельность по развитию профессиональной компетентности молодого педагога отражается в карте индивидуального сопровождения.

  9. Школа компьютерной грамотности (ШКГ)

    Работа школы компьютерной грамотности помогает преподавателям в овладении навыками работы на персональном компьютере. ШКГ функционирует по плану работы, в котором предусмотрены теоретические и практические семинары, тренинги, мастер-классы. Задачи ШКГ: сформировать у преподавателей навыки работы с современными компьютерными технологиями; использовать компьютер для интеллектуального и творческого развития студентов.

  10. Школа педагогического мастерства

    Работа школы педагогического мастерства проходит в рамках творческих групп в форме обучающих занятий психолого-педагогической направленности, изучение нормативных документов системы образования, законов РК, методики преподавания дисциплин, осуществления методическую и научно-исследовательскую работу, реализуют научные подходы и стратегии, разрабатываемые педагогическим и научно-методическим советами колледжа.

Контакты
г. Костанай ул.Гагарина 156
8:00 - 17:00
8 (7142) 57 97 70
kkat311@mail.ru